Размер шрифта:
Цвета сайта:
Настройки:

Интервал между буквами (Кернинг):

Стандартный Средний Большой

Размер шрифта:

14 20 28

 

Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Глинковский районный краеведческий музей»
Версия для слабовидящих

Наши достопримечательности

 Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Глинковский районный краеведческий музей" музей стал «Народным центром гостеприимства». 25 апреля 2019 года в культурно – выставочном центре имени Тенешевых состоялось открытие региональной сети «Народных центров гостеприимства». Это большой проект под названием «Создание региональной сети «Народных центров гостеприимства» Смоленской области, в котором наш район принимает непосредственное  участие. Поэтому все туристические маршруты начинаются именно от музея.

 Наш народ годами копит деньги, чтобы посетить Египет, с его древнейшими пирамидами, а почему бы не посетить, скажем, живописные места Смоленской области? Провинция, глубинка, захолустье…Каких только определений нет в русском языке, чтобы охарактеризовать такие крошечные и неприметные, с первого взгляда, российские сёла, как Глинка. Да, наш районный центр самый маленький в Смоленской области, но у наших сёл и деревень богатая и очень интересная история.

     Акционерное общество Рязанско-Уральской железной дороги, совладельцами которого являлись крупные промышленники России, начало в 1887 году строительство железнодорожной ветки Смоленск – Сухиничи.  На строительстве дороги работали вольнонаёмные рабочие, прибывшие на заработки из соседних губерний и крестьяне ближайших деревень.

 Там, где многовековые дубы, ели, сосны, берёзы, осины заполняли лесные массивы, где пролегали болота, низины, изрезанные речками и речушками, вырастали песчаные насыпи, мосты, строились станции, полустанки, переезды. Миллионы кубометров леса, поваленного на трассе строительства, пошло под основание дороги. И железнодорожную ветку построили в кратчайший по тому времени срок – за два года. В 1898 году, в двадцатипяти километрах от уездного города Ельни, было построено двухэтажное кирпичное, архитектурно оформленное здание станции Совкино, названное в честь близлежащей деревни Совкино.  

В конце 1906 года Августейший Председатель комиссии по сооружению в Санкт – Петербурге памятника М.И.Глинке, великий князь Константин Константинович, сообщил Министру Путей Сообщения о желательности увековечить имя знаменитого композитора путём переименования ближайшей к месту его родины – селу Новоспасскому, станцию Совкино в станцию Глинка. Так,  1 июня 1907 года, по случаю 50-летия со дня смерти М.И. Глинки, в его честь назвали железнодорожную станцию.

 

    В 1929г. образовался Глинковский район. Глинка стала районным центром. С этого времени начинается рост села – строительство общественных культурно-бытовых учреждений и жилых домов. За несколько лет построены льнозавод, сырзавод, электростанция , МТС, школа, баня, пекарня, магазин, столовая, Дом культуры, отделение связи, сберкасса. Глинка по росту народонаселения быстро обгоняла другие сёла и деревни.

 Село Яковлевичи, а ныне деревня, с прилегающими деревнями в течение столетий являлось одним из экономических и культурных центров Смоленщины.  В 17, 18, 19 веках здесь было крупное  сельскохозяйственное производство, по значению выходящее за пределы уезда.

Пётр Петрович Пасек - генерал русской армии, декабрист, член Союза Благоденствия- был владельцем усадеб в деревнях Крашнево и Яковлевичи.

В имении Пассеков, в селе Яковлевичи, встречались многие военные и государственные деятели, представители науки и культуры, в том числе князья Друцкие-Соколинские, Потёмкины, Оленины, князья Кантемиры, Шаховские, Каховские, Глинки, Чернышевы, Панины, Энгельгардты, Повало-Швейковские, Гедеоновы. Благодаря стараниям генерал-аншефа П.Б.Пассека , предположительно в 1750 году появился храм в селе Яковлевичи. И ещё при храме была библиотека. Так же можно полагать, что кроме Яковлевической, больше библиотек на то время не было.

Менялись времена. Менялось общественное устройство. Много страданий за это время перенёс наш народ. Это и Отечественная война 1812г. и Великая Отечественная война 1941-1945гг. и это всё история… Мы перенесёмся из далёкого прошлого ближе к истории наших дней… А ведь с историей связано не мало.

 

17 сентября 2003 года в деревне Ново-Яковлевичи состоялось открытие церкви, названной в честь Казанской Божьей матери. В 2007 году её посетил митрополит Кирилл, впоследствии патриарх Московский и Всея Руси. Почти 80 лет в нашем уголке не было ни одного действующего храма.

С 2010 г. потомком декабриста Пётра Петровича Пассека, Вадимом Васильевичем Пассеком в деревне Ново - Яковлевичи  ведутся работы по созданию мемориального комплекса под общим названием «На службе Отечеству». На сегодняшний день мемориальный комплекс имеет несколько плит, посвящённые  Великим людям Смоленщины, внёсшим вклад в развитие науки, культуры, генералам, адмиралам, которые отличились на военном поприще, а  также нашим землякам, которые тем или иным образом связаны с историей нашего села.  Одна из плит посвящена Великому композитору М.И.Глинка, который имеет непосредственное отношение к нашему селу. Плита, посвящённая Ю.А.Гагарину, первому космонавту, уроженцу Смоленской области. Несколько плит, отражающих войну 1812г. Плиты, посвящённые мирным жителям, принимавшим участие в ВОВ.

А какие живописные места с.Яковлевичи! Это берёзовая роща, в которой мы можем любоваться красотой истинно русских берёз. Берёзы, это как смена поколений, каждая имеет свою историю, те, что повыше, они по старше, многое уже повидали на своём веку, а есть совсем маленькие, как будто только что родившиеся..

 

Озеро…Великолепное озеро! Озеро в Яковлевичах просто прекрасно, другого слова не найти. Оно похоже на жемчужину или на какой – то драгоценный камень. Озеро, с его неровными берегами, похоже на     чашу, наполненную водой. Под лучами   солнца озеро приобретает ярко-синий или ярко-голубой цвет. Всё зависит от того, под каким углом на него смотреть. А смотреть на него можно часами, не отрываясь. Наблюдать, как ветер играет волнами, как плескается в воде рыбка, сверкая на солнышке своей чешуёй.

Усадьба Беззаботы. Это историческое место находится в нескольких километрах от центра села Глинки.

 

У этой деревни красивое название — Беззаботы. Иногда еще ее именовали Беззаботье, Беззаботное. И сама деревня красивая, точнее, место, на котором появилась барская усадьба лет 250 назад: высокий берег симпатичной реки Устром, при обустройстве имения перегороженной плотиной. В результате образовался большой водоем. К нему когда-то спускался большой парк. Но даже высокие и раскидистые клены, липы, дубы не укрывали своими раскидистыми кронами барский дом. Возвышался он двумя башнями над этим зеленым морем, был хорошо виден всем, кто подъезжал к имению Ельнинским трактом. По поводу названия деревни существует легенда, записанная в 1991 году доктором филологических наук Яковом Романовичем Кошелевым: «А почему деревня так чудно называется — Беззаботы? Тут дело давнее. Когда-то недалеко от деревни был большой густой лес. Разбойники в нем пошаливали. Через лес шла дорога, самая главная на Ельню. По ней ездили крестьяне из всех соседних и дальних деревень. Везли какой-нибудь товар на продажу в город. Вот их и грабили на той дороге. Самое страшное было — это доехать до ближайшей от леса деревни. А отсюда они ехали уже спокойно. Говорили: «Вот доехать только до деревни, а там уже без забот и до Ельни». Без заботы и без заботы. Потом и деревню так стали называть — Беззаботы».

Версия с разбойниками, конечно, романтичная. Но, скорее всего, не в беспрепятственном проезде по Ельнинскому большаку дело. Дворяне родовые гнезда устраивали сообразно личному представлению об идеальном мире. Создавая рай на земле, они и нарекали свои творения соответствующими именами: Рай, Нескучное, Отрада и т.д. Место, где жизнь текла без городской суеты, столичных интриг, служебных передряг, вполне могло характеризоваться как беззаботное. Своим появлением Беззаботы обязаны отставному поручику Федору Богдановичу Пассеку. Случилось это в середине XVIII века, когда дворяне, получившие вольность, ринулись в имения подальше от царского двора и мест государственной службы. Надо сказать, представители рода Пассеков очень часто для усиления своего светского влияния использовали замужество или женитьбу. Ф.Б. Пассек был женат на княжне Наталье Алексеевне Шаховской, предки которой вписали не одну славную страницу в историю Российского государства. У этой пары родилась дочь Анастасия. В положенный срок она вышла замуж за князя Александра Ивановича Шаховского — камергера (управляющего дворцом) польского короля Станислава Августа Понятовского. Таким образом сомкнулись две ветви рода Шаховских.

 

 

 



Своего старшего сына, увидевшего свет в 1777 м в сельце Беззаботы, супруги нарекли также Александром. До семи лет мальчик воспитывался в имении родителей, а затем его определили в Благородный пансион при Московском университете, откуда, по воспоминаниям одного из современников будущего драматурга, он «не вынес ничего, кроме посредственного знания французского языка». Однако это не помешало А.А. Шаховскому сделать блестящую для своего времени карьеру на литературном поприще. Он стал крупнейшим комедиографом начала XIX века. Сам князь Шаховской считал, что своим успехом он обязан матери — Анастасии Федоровне. Позднее он писал: «Я наследовал дар авторства от матери..., она заронила в мою душу искру творческого огня».

Пробовал Шаховской себя в качестве режиссера, руководил драматической труппой, Петербургским театральным училищем. Обладал он и ярким актерским талантом. Но два обстоятельства мешали ему самому выйти на сцену: княжеский титул и внешность, не соответствующая ни одному амплуа. Сохранилась характеристика нашего земляка, правда, относящаяся к более поздним годам его жизни: «Князь Александр Александрович Шаховской — человек умный, добрейший и глубоко религиозный, взбалмошный и вспыльчивый, казался созданным для комических положений, чему способствовала сама его наружность. Высокий, толстый старик был неловок, неуклюж и сильно картавил; глаза у него были узки как щелки, голова совсем почти лысая, и огромный горбатый нос напоминал птичий клюв. Князь приходил в неистовое отчаяние при малейшей безделице, раздражавшей его, бил себя в грудь или в лысину, проклинал всех и, угомонившись, наконец, уходил в свою комнату, где, по его выражению, он замаливал свое окаянство и клал земные поклоны до синяков на лбу».

Впрочем, есть и более лестные отзывы о князе. А.С. Грибоедов называл Шаховского одним из самых приятных для него «созданий», к которому он был «душевно привязан». А.С. Пушкин в письме к П.А. Вяземскому замечает: «Дружба твоя с Шаховским радует миролюбивую мою душу. Он, право, добрый малый, изрядный автор и отличный сводник». Столь лестные отзывы многого стоят, тем более что была у Александра Александровича одна особенность: с необычайной легкостью он наживал врагов. Их армия быстро пополнялась за счет бывших друзей. И это при том, что обладал князь вполне незлобивым нравом, ему был не чужд морализм, он умел смеяться не только над другими, но и над собой.

Вся жизнь Шаховского связана со столичными городами. Не сохранилось сведений о его приездах в смоленское имение. К тому времени оно перешло к его тетке по материнской линии Надежде Федоровне Пассек. Она вышла замуж за Дмитрия Яковлевича Гедеонова, ставшего в начале XIX века смоленским гражданским губернатором. Позднее, уже в двадцатые годы, семья перебирается в Петербург, а в Беззаботах остается старший сын Николай Дмитриевич Гедеонов (1799 — 1856 гг.), женатый на сестре композитора Глинки Наталье Ивановне (родилась в 1809 году). В мемуарной литературе его именуют «любимым зятем» Глинки.

Сам композитор пишет о своих родственниках из Беззабот с большой симпатией: «Я ожил душою при свидании с сестрою и зятем. Сестра была необыкновенно кротка и доброты неизреченной. Зять мой доброго, открытого нрава, но очень вспыльчив». Приезжая к себе на родину, М.И.Глинка непременно посещал и Беззаботы. В 1840 году он заканчивал здесь интродукцию (краткую увертюру) к опере «Руслан и Людмила». Удивительным образом переплелись в этом имении две судьбы. В своих мемуарах Глинка пишет: «Первую мысль о «Руслане и Людмиле» подал мне наш известный комик князь Шаховской». Не исключено, что опера Катерино Кавоса «Иван Сусанин», либретто к которой написал все тот же князь А.А.Шаховской, натолкнула Глинку на мысль о создании своего варианта музыкального произведения на этот же сюжет. И наверняка композитор соотносил имение Беззаботы с именем Шаховского, пусть тот и провел здесь лишь первые годы своей жизни.

Несмотря на удаленность от губернского центра, да и от уездного города Ельня, имение Беззаботы не были захолустным местом. Уже тот факт, что его неоднократно посещал Александр Михайлович Гедеонов — двоюродный брат хозяина усадьбы со своими сыновьями — говорит о многом. Был А.М. Гедеонов директором петербургских и московских императорских театров, личностью известной не только в театральных кругах, происходил из дворянского рода. принадлежавшего к смоленской шляхте.

К концу XIX века Беззаботы - одно из заурядных имений Смоленской губернии. Деревенский люд ходит в соседнее село Ивонино на службу в церковь, на ярмарки, в услужение к тамошним помещикам. Сохранился рассказ крестьянки из Беззабот, которая, будучи еще маленькой девочкой, была взята в барский дом. Все ее обязанности сводились к щекотанию пяток ивонинской помещицы, которая без этого не могла уснуть. «Труд небольшой, а кормили хорошо», - делилась своими воспоминаниями с соседями уже в преклонном возрасте «щекотательница пяток».


 

 

 

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

МБУК «Глинковский районный краеведческий музей»

Тел.: +7 (48165) 2-10-61
E-mail: muzey-glinka@mail.ru


 

 

© Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Глинковский районный краеведческий музей», 2024

 

Web-canape — создание сайтов и продвижение

Яндекс.Метрика